МАЙМОНИД ИЛИ МОИСЕЙ ЕГИПЕТСКИЙ: МЫСЛИТЕЛЬ И ВРАЧ

МАЙМОНИД ИЛИ МОИСЕЙ ЕГИПЕТСКИЙ: МЫСЛИТЕЛЬ И ВРАЧ

М.Л. Маковецкий

Группа компаний «Норд», Москва — Новый Уренгой

ОСОБЕННОСТИ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

FEATURES OF GAMIFICATION IN TEACHING PATHOPHYSIOLOGY

журнал "Клиническая патофизиология"

РЕЗЮМЕ. Статья посвящена биографии, идеям и основным произведениям выдающегося философа, врача и теолога эпохи Средневековья Моше бен Маймона (Моисея Египетского или Маймонида).
В контексте исторических событий периода Крестовых походов рассматриваются его жизненный путь, основные творческие и профессиональные достижения, в том числе — в области философии и теологии, а также вклад в развитие медицины, в том числе — профилактической и военно-полевой.
Отмечены стремление философа к соединению идей аристотелизма с классической догматикой иудаизма, его влияние на теологию и религиозную философию всех авраамических религий.
Выделен рационалистический, эмпирический подход Маймонида, систематизатора правил кашрута, к вопросам здравоохранения и военной гигиены, подчеркивается его ассимиляторская попытка встроить идеологию иудаизма в имперскую культуру арабского халифата.
Болезнь в представлении Маймонида связана с несовершенством человека, а миссия врачебной специальности — с совершенствованием человека (3 рис., библиография — 5 источников)
Ключевые слова: Маймонид, иудаизм, ислам, христианство, кашрут, халяль, военная гигиена, крестовые походы.

MOSES MAIMONIDES OR MOSES OF EGYPT: THINKER AND PHYSICIAN

MOSES MAIMONIDES OR MOSES OF EGYPT:
THINKER AND PHYSICIAN

M.L. Makovetsky

NORD Alliance Inc, Moscow-Novy Urengoi
Abstract. The article is devoted to the biography, ideas and main works by the outstanding philosopher, physician and theologian of the Middle Ages Moshe ben Maimon (Moses of Egypt or Maimonides).

In the context of the historical events of the Crusade period, his life path, the main creative and professional achievements, including those in the field of Philosophy and Theology, as well as his contribution to the development of Medicine, including Preventive and Military Medicine - are considered.

The aspiration of the philosopher to combine the ideas of Aristotelianism with the classical dogmata of Judaism, its influence on the Theology and religious Philosophy of all Abrahamic religions are noted. The rationalistic, empirical approach of Maimonides, the systematizer of the rules of kashrut, to health and military hygiene issues is highlighted, as well as his assimilatory attempt to integrate the ideology of Judaism into the imperial culture of the Arab caliphate is emphasized.

The disease in Maimonides' view is associated with the imperfection of the Homo, and the mission of a medical specialty is related with the attempts of human improvement (3 figures, bibliography - 5 references).

Keywords: Maimonides, Judaism, Islam, Christianity, Kashrut, Halal, military hygiene, Crusades
«Искусство Галена исцеляет тело,
Маймонида — и тело, и душу.
Своим искусством он мог бы исцелить от невежества.
Если бы Луна подлежала его искусству,
он освободил бы ее от пятен в полнолуние.
И исцелил бы ее от периодических затмений.
A во время соединения спас бы ее от убывания».

0000000000000 Аль Саид ибн-Сурат аль-Мульк,
000000000000000000000000000 арабский поэт.
Его звали Моше бен Маймон (ןהמײמ ןב השמ) ), что переводится как «Моше, сын Маймона». Но широкую известность он получил под аббревиатурой Рамбам (םב״מר — הניבר). Это сокращение от рабби (то есть раввин) Моше бен Маймон [1].

Рис. 1

Моше бен Маймон, портрет приписывается Б. Уголино (1744) [5].


На арабском это имя звучит как Муса бен Маймун, и под этим именем он широко известен в арабской культуре. Впрочем, он внес огромный вклад в различный культуры, и в каждой культуре его называли по-своему. В частности, в русской православной традиции он известен как Моисей Египетский.

Но в этом тексте автор будет его называть Маймонидом, так как под этим именем он известен в западно-европейской культуре. Да и просто для краткости.

Вообще жизненный путь этого человека был тернист и извилист. Широкую известность он получил как философ, врач, математик и астроном а, также, как религиозный мыслитель. Но, главное, это был авторитетнейший толкователь Священных текстов. Впрочем, время тогда было такое.

Моше бен Маймон родился 30 марта 1135 (по другим данным — 1138) года в Кордове на территории аль-Андалуса, государства Альморавидов, то есть Мавританской Испании. А в Средневековье вся научная, философская и литературная деятельность осуществлялась в тесной связи с религией.
Маймонид вырос в простой семье известных раввинов и, соответственно, получил глубокое домашнее богословское образование. Далее он приобрел уже формальное медицинское образование в университете Аль-Карауин города Феса (который находится ныне в Королевстве Марокко).

На этом этапе Маймонид, если следовать историческим аналогиям, чуть не «вступил в комсомол», извиняюсь, чуть не принял ислам, но в конечном итоге, этого не сделал. Однако, позже он написал об этом эпизоде своей карьеры едкую статью «Послание об уничтожении (Статья об освящении имени Божия)» (. דמשה תרגיא) [1]

После чего, опять-таки, выражаясь современным языком, он попал под обаяние «сионистской идеологии» и переселился в Святую Землю. Но ни о каком продвижении по карьерной лестнице там и речи быть не могло, перспектив не было — и, уже через два года, разочаровавшись в практическом сионизме, Маймонид перебирается в Каир, где удачно женится.

Его супруга происходила из очень состоятельной и известной семьи египетской евреев, что крайне благоприятно отразилось на дальнейшей карьере Маймонида. В частности, это выразилось в том, что Маймонид становится даяном, то судьей еврейского суда.

Здесь позволю себе маленькое отступление. С точки зрения уголовного права евреи, естественно, подчиняются законодательству того государства, в котором они живут. А вот гражданское право у евреев свое, изданное и освященное, естественно, религией. Это гражданское еврейское право называется Галаха ( ההכהללה ) [2], и оно является законодательной частью Талмуда [4]. В Талмуде, на самом деле, говорится не только о культурных и санитарно-гигиенических нормах повседневности (см. ниже), но и вообще обо всех правилах иудаизма по любому поводу. Поэтому он столь велик....

Итак, уже в 1171 году Маймонид, которому не исполнилось и 35 лет, занимает очень высокий пост «Главы еврейской общины» — а это официальный чиновник, утверждаемый государством и занимающийся всем, что связано с живущими в этом государстве евреями. Кстати, эту должность, параллельно с должностью личного врача султана, он занимал (хотя и с перерывом, связанным с кознями своих противников) до самой своей смерти. А умер он, окруженный почетом, 13 декабря 1204 года в египетском Фустате (ныне это район Старого Каира). Трехдневный траур по его смерти соблюдали и магометане, и евреи.

Понятно, что по долгу службы и интерес к еврейскому гражданскому праву у Маймонида также сохранился до конца жизни. И, в дальнейшем, он пишет свой основополагающий по этой тематике труд «Мишне Тора», который имеет статус первоисточника в галахтических вопросах и по сию пору. Интересно ответить, что «Мишне Тора» Маймонид считал главным трудом своей жизни, и это единственная его работа, написанная на иврите. Все остальные его труды написаны на арабском — языке международного общения того времени, широко употреблявшемся даже в христианских странах.

А вообще-то, строго говоря, Маймонид был ассимилятором. То есть, проживая в полиэтнической империи, он стремился включить иудаизм в текущую господствующую идеологию. А господствующей идеологией на тот момент времени, по большому счету была рожденная арабской культурой. Более того, в своим трактате «Пиркей авот» (יי קקֵררְקפ תובהא) он вообще стремится согласовать этику Аристотеля (кстати, тоже — философа врача) с иудаизмом.

Хотя, в реальности, как все мы знаем, общего там немного и есть существенные различия. Например, согласно доктрине Аристотеля, божественная забота простирается на все человечество в целом, как вид, а в толковании Маймонида — на каждого отдельного человека.

Будучи и врачом, и специалистом по еврейскому гражданскому праву, Маймонид, естественно, много внимания в своих трудах посвящает законам о кашруте. В своих комментариях к Мишне (по-арабски «сирадж») Маймонид объясняет читателю смысл правил кашрута простым и ясным языком, откровенно избегая изощренной схоластики их религиозных объяснений.

Можно сказать, что этим своим трудом, как кодификатор Галахи, Маймонид показал неудовлетворительный и устаревший характер всех предыдущих попыток систематизации 613 мицвот (правил так называемого кашрута — см. ниже) [3], сведя эти постулаты в кратко и ясно изложенный свод норм. Фактически это был религиозный труд, написанный в жанре армейского устава. В частности, он строго систематизировал все 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей (принципов) кашрута. А, в качестве введения к этому труду, Маймонид изложил 14 принципов, которыми он руководствовался в своей систематизаторской деятельности.

В результате написанная Маймонидом на арабском языке книга «Сефер ха-мицвот» (арабское название «Китаб ал-фараид»), естественно уже в качестве правил мусульманского халяля, становятся обязательной для пунктуального исполнения в армии правившего страной султана (см. ниже).

Мне бы хотелось подробнее остановиться на деятельности Маймонида как врача. Хотя бы потому, что именно работа врача и являлась главным источником его доходов и основным видом деятельности. А все остальное фактически было его увлечением в часы досуга.

А врачом он был выдающимся. Он занимал высокий пост личного врача визиря Аль Кади аль-Фадиль аль-Байсами (AI-Kadi al-Fadil al-Baisami), который и рекомендовал его султану Саладину. Саладином называли грозного султана европейцы, а вообще-то его звали Салах эд-Дин. или полностью — Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб (1138-1193). Так Маймонид стал личным врачом султана Салаха эд-Дина...

И тут самое время плавно перейти к теме вечно насущной теме организации вооруженных сил.

Кто такой личный врач при султане? В те времена никто не различал функции врача клинициста и организатора здравоохранения. Если ты разбираешься в медицине как клиницист, а Маймонид в этом разбирался тонко, то ты должен разбираться и в организации медицинской службы в вооруженных силах.

Тем более, что для его главного пациента — Саладина (рис. 2) этот вопрос был наиглавнейшим.

Рис. 2

Салах-эд-Дин, прижизненный портрет. Исмаил аль-Джазари, ранее 1185 г.


Империя Саладина была огромная и включала в себя территории современных Египта, Ливии, Ирака, Сирии, Израиля, Ливии, Саудовской Аравии ну и еще то там, то тут - кое-что по мелочи.

И, как и сейчас, в те годы, а на дворе, напомню, стоял XII век (на Руси — это времена Юрия Долгорукого и Всеволода-Большое гнездо), все внимание тогдашней прогрессивной мировой общественности было привлечено к конфликту на Ближнем Востоке. В частности, тогдашние «телеграфные агентства» вновь и вновь приносили тревожные вести из Иерусалима.

Дело в том, что крестоносцы, условно назовем их европейскими агрессорами, с целью овладения Гробом Господним, захватили, я бы даже сказал оккупировали, в ходе Первого Крестового похода в 1099 году город Иерусалим. И организовали там Иерусалимское королевство.
С официальной религией католицизмом, и официальными языками латынью и французским. А мусульманам в этом государстве вообще проживать запрещалось. Иерусалимское королевство была отнюдь не маленькое и занимало территории сегодняшних Израиля и Ливана.

Агрессивная политика иерусалимских королей на оккупированных арабских землях и тогда породила многочисленных палестинских беженцев. Причем нужно отметить, что и тогда этот вопрос в исламском мире был воспринят крайне болезненно. Потому что, во первых, в Иерусалиме находились святыни ислама. А, во-вторых, Палестина расположена в самом центре арабского мира, на пути из Азии в Африку.

Короче говоря, речь срезу зашла о джихаде. Но и крестоносные агрессоры, подстрекаемые Римскими, не побоюсь этого слова, Папами, были хитры и коварны. А их агрессивные Крестовые походы шли один за другим на протяжении двухсот лет.

В результате дело священного джихада совсем не двигалось с места. Не смотря на поддержку всей тогдашней «прогрессивной мировой общественности» и возможные гневные призывы Организации Объединенных Наций (если бы она тогда существовала). И это продолжалось до тех пор, пока за дело не взялся Саладин. А медицинскую службу в его армии не возглавил Маймонид.

Дело в том, что в те годы боевые действия велись главным образом крупными пехотно-кавалерийскими воинскими соединениями, которые решали поставленные перед ними боевые задачи путем коротких многолюдных битв или длительных тягучих осад. А, в условиях и того, и другого, создавалась очень неблагоприятная для воюющих сторон эпидемическая обстановка.

Ну представьте себе: скученность, антисанитария, там, где конница, там и навоз... А тут еще восточное Средиземноморье — а это не только пляжи, но и пустыня, нехватка воды и жара страшная. В цветущий сад эту пустыню превратило капельное орошение, но это уже совсем другая, более поздняя история...
В результате от эпидемий (диарея различного происхождения просто выкашивала личный состав почти бесследно...), санитарные потери в войсках были выше, иногда на порядок, чем урон от непосредственно боевых действий.

И тут за дело взялся Маймонид. Потому что, повторюсь, он только лечил собственно главнокомандующего, султана Салаха эд-Дина (да восславит Аллах в веках его имя), но и организовывал систему медицинской службы в войсках.

А строил Маймонид систему медицинской помощи в войсках с упором на профилактику желудочно-кишечных заболеваний.... В его трудах вообще имеется рационалистический подход, прямые (с историческими примерами) указания на то, что ни колдовство, ни волшебство, ни астрология, ни даже использование магических имен или чтение стихов Торы в магических целях — не имеют рационалистической доказанной опытом действенности и не должны применяться как руководство к действию при врачевании или в иных ответственных делах — например, сельском хозяйстве и, тем более — военном деле.

И тут я должен отметить, что армия мусульманского повелителя всегда и по определению имеет одно преимущество по отношению к вооруженным силам христианских королей.

— Это почему же!? — удивленно спросите Вы.

Хороший вопрос, и я с удовольствием на него отвечу. Все дело тут в вероисповедании. Дело в том, что мусульмане исповедуют ислам. А христиане — наоборот, христианство.
А как все мы хорошо знаем, и христианство, и ислам, возникли изначально как секты в иудаизме. И Иисус изначально проповедовал иудеям, но они его пророком не признали. И Мухаммед объявил себя следующим пророком после Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы), но его пророком не признали не только иудеи, но и христиане...
Вот только между исламом и христианством, как сектами в иудаизме, существует принципиальная разница.
Дело в том, что в иудаизме существует уже упоминавшийся выше свод обязательных к соблюдению санитарно-гигиенических правил, так называемый кашрут (ивр. תור קֵששכ ). Что-то из этих правил приводится уже в Торе (Ветхом Завете). А далее эти санитарно-гигиенические правила дополнялись религиозными авторитетами, а еврейские религиозные авторитеты почти всегда были врачами, и тут Маймонид вовсе не исключение.
Обязательными же для исполнения эти санитарно-гигиенические правила становились только после того, как такой авторитетный рабби-врач издавал Галахическое постановление, исполнение которого для религиозного иудея обязательно. Такие правила образовывали Мишне и Гмару, которые, в свою очередь, образовывали Талмуд (Устную Тору). А вот уже Талмуд и изучали в своих местечках евреи.

Талмуд был, как известно, толст. И остается таковым по сию пору. Так как написано там не только про то, что перед едой нужно руки мыть. Учили Талмуду, соответственно, меламеды. Потому что и слово «Талмуд», и слово «меламед» имеют корень (דמל) , что означает «учить». А кашруту, то есть правилам санитарии и гигиены, как считала моя бабушка (ее звали Ципойра Ханановна (הנבוננח הריופיצ), можно учиться бесконечно. И все равно всего знать не будешь. А моей бабушке можно смело доверять — она плохому не научит...

Талмуд для обоснования требований выполнения этих правил гигиены находит, конечно, причины религиозного, то есть духовного свойства. Но это просто педагогический прием, направленный на то, чтобы верующие в Бога люди их выполняли. На самом деле все эти санитарно-гигиенические правила имеют сугубо материальное, эмпирическое, прежде всего - санитарно-гигиеническое объяснение. Такие правила и объединены, словом «кашрут» ( תור קֵששכ ), что в переводе означает «разрешенный» [3].

Так вот, кашрут из иудаизма вошел в ислам целиком полностью, и в исламе он называется «халяль». Пророк Мухаммед образовал халяль из кашрута, добавив только запрет на употребление алкогольных напитков. Иудаизм, как раз, против употребления спиртных напитков ничего не имеет, скорее наоборот.... Но это я отвлекся. А, в остальном — халяльное и кошерное — это одно и тоже. Если на продуктах стоит штамп, что данный продукт проверен Тель-Авивским раббанутом — то самый что ни на есть правоверный мусульман кушает этот продукт и съест его не только с аппетитом, но и с чистой совестью....

Но вот, христианство, перерезав пуповину с иудаизмом, все эти санитарно-гигиенические ценности отбросило как ставшую ненужной плаценту. У христиан исторически — религия отдельно, а мыть руки отдельно. И между этими двумя событиями нет никакой связи...

Короче говоря, Саладин, по настоянию своего личного врача и, соответственно, начальника медслужбы своей армии, ввел жесткие правила, предупреждающие распространение инфекционных заболеваний. Объясняя это, естественно, религиозными соображениями. Например, рыбу, у который нет чешуи — есть нельзя — это грех. На арабском «харам» (на иврите «херем» (םרח), но это — сугубо, между нами). Поэтому мусульмане, вслед за иудеями, такую рыбу и не едят. А христиане — едят. И заражаются паразитами, передающимися человеку через такую рыбу. Потому что у имеющий паразитов рыбы целостность и структура чешуи нарушается. А у часто поражаемых паразитами бесчешуйных рыбоподобных морских обитателей чешуи и вовсе нет.... И всё.

Не жившие в условиях ближневосточных пустынь западноевропейцы, а именно они были крестоносцами, без соблюдения выработанных веками, соответствующих региональному климату, фауне и флоре правил - были обречены. Желудочно-кишечные и паразитарные заболевания их просто выкашивали. Под необрезанный корень... . Именно поэтому, в конечном итоге, под ударами сарацинов Салаха эд-Дина государство крестоносцев и пало.

С точки зрения чисто военной крестоносцы, объединенные в военно-монашеские ордены, были организованы лучше, а экипированы не хуже войск Саладина — это несомненно.
В это же время и чуть позже крестоносцы захватывают всю Прибалтику и их дальнейшую экспансию на восток с трудом останавливает Александр Невский (1221(20?)- 1263). А, на другом конце Европы, крестоносцы выдавливают арабов с Пиренейского полуострова, в 1212 — 1250 гг. отвоевав Испанию, за исключением Гранадского халифата. И не случайно потом, организованные по сходному с крестоносцами образцу и принципу в монашеско-воинский орден, турецкие войска дошли до Вены и Будапешта. Только религия была у них была ислам, а не христианство, и назывались они не крестоносцы, а янычары. Но сугубо организационно структура и построение войск у янычар и крестоносцев были очень близки. И только развитие стрелкового оружия и артиллерии сделала такую форму построения вооруженных сил неактуальной. Но случилось это еще очень нескоро.

А в истории как Востока, так и Запада Салах ад-Дин остался великим завоевателем, который остановил вторжение Запада на Ближний Восток. И все благодаря правильной организации медицинской службы своей армии.

Маймониду же вводить кашрут (извините, халяль) было легко и просто. Он был крупнейшим специалистом в этой области. Он даже написал кодекс «Мишне Topa» (די הקזחה), и по сию пору авторитетнейший источник по этой теме. А еще, вообще-то говоря, он, видимо, был тонким эстетом и редким пижоном. считавшим, что люди, находящиеся на разном уровне духовного развития должны читать разные книги, а Бог непосредственно обращается только к тем, кто достигает высокой духовности и интеллектуализма.

В частности, он писал: ««Сочинение это написано мною не для среднего люда, не для начинающих и не для тех, которые занимаются исключительно законами, какими они были нам переданы, не интересуясь их принципами». И это в своем главном философском труд «Dalalat al-Hairin» (םיבהבנ הדהמ) [4] — «Путеводитель растерянных», написанном в 1187-1191 гг. в эпистолярном жанре, на основе цикла писем к уехавшему ученику (рис. 3)

Рис. 3

Страница рукописи «Путеводителя растерянных». Арабские слова записаны еврейскими буквами.




Это его произведение имело громадное значение не только в истории развития иудаизма, но и во всей истории философии Средних веков.

Оно является классическим источником не только для иудейской, но и для христианской, и для исламской теологии, оказало большое влияние на средневековых христианских теологических философов схоластов, таких как Альберт фон Больштедт (ок. 1200-1280) и Фома Аквинский (ок. 1225 1274), хотя сам Маймонид трактует христианство как лже-учение.

После «Путеводителя растерянных» Маймонид писал уже лишь на медицинские и повседневные темы.
Вообще-то в современном мире имя Маймонида вспоминается главным образом как имя выдающегося философа и теолога. Может быть, мне трудно сказать, я в этом не разбираюсь.

История медицины сохранила память о нем, как о враче, который одним из первых поставил вопрос о влиянии душевного состояния человека на его телесные недуги, уделял большое внимание профилактике болезней, в частности — рациональному питанию, движению и считал болезни (как и вообще зло в мире) порождением несовершенства человека и жизни. Маймонид, в частности, рекомендовал профессию врача молодежи — как занятие, которое не только позволяет заработать на кусок хлеба, но и продвигает человека к совершенству.

А вот как выдающегося организатора здравоохранения и военно-медицинской службы его упоминают меньше. И вот это зря, по моему мнению, так как его деятельность на этом поприще серьезно повлияла на ход мировой истории.

СОТРУДНИКИ КАФЕДРЫ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА — УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ)

ЛИТЕРАТУРА

1. URL:https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A8%D7%9E%D7%91%22%D7%9D (accessed 25 June 2020)
2. URL: https://eleven.co.il/judaism/religious-law/11019/ (accessed 25 June 2020)
3. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашрут#Кашрут_и_халяль 1(accessed 25 June 2020)
4. URL: https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%9C%D7%9E%D7%95%D7%93 (accessed 25 June 2020)
5. Маймонид, Моисей бен-Маймон. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, СПб.: 1906-1913, т. 10.- стлб.507-526. Интернет-источник: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9C %D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4,_%D0%9C%D0%BE %D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%B1%D0%B5%D0%BD-%D0%9C %D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD (accessed 25 June 2020)

Made on
Tilda